Автомобильные шины

Шины

 

Автомобильные шины и их виды


СОДЕРЖАНИЕ

Пневматические шины

Бескамерные шины

Широкопрофильные шины

Арочные шины

Заводские и торговые обозначения шин и ободов

Нормы пробега автомобильных шин

Эксплуатация шин

Автомобильные шины
Автомобильные шины

Пневматические шины.

Являются  весьма  ответственными деталями. И их назначение многообразно. Шины несут весовую нагрузку, обеспечивают сцепление с дорогой, воспринимают тяговые и тормозные усилия, поглощают толчки и удары, возникающие при движении автомобиля. Сложность и величина нагрузки, испытываемая шинами при работе, вызвали повышенные требования к их конструкции и качеству материалов, из которых они изготовляются.

Автомобильные шины изготовляют из резины, специальной ткани и стальной проволоки.  Резина приготовляется из синтетического или натурального каучука, смешанного с рядом других веществ, называемых ингредиентами: сажей, каолином, серой, мелом и др.

Сырая резина, т. е. смесь каучука с ингредиентами, подвергается так называемой вулканизации  нагреву до температуры 130—145° С, в процессе которого происходит химическое соединение каучука с серой. После вулканизации сырая резина приобретает новые механические свойства: она становится очень эластичной (при растяжении удлиняется почти в 10 раз), упругой и ‚достаточно прочной. Существует много сортов резины, несколько из них используется для изготовления шин.

Изготовление шин
Изготовление шин

Для шин применяются также специальные ткани: корд прорезиненная ткань, в которой нити  расположены параллельно и не переплетаются, и ткани полотняного переплетения — чефер для крыльев и усилительных ленточек бортов покрышек, модестик и бязь — для обертки колец покрышки.

Корд, нити которого изготовляются из вискозы, полимерных материалов или хлопка, применяется для основной и наиболее ответственной части покрышки — ее каркаса. Для особо прочных и ответственных шин корд выполняют из сплетенных металлических нитей (металла корд) и из специально изготовленных полиамидных материалов.

Разработаны и применяются шины различной  конструкции‚ обеспечивающие работу автомобилей в различных эксплуатационных условиях(табл. 16).

Наиболее распространены шины низкого Давления, называемые  баллонами. Они создают небольшое удельное давление на дорогу, а на мягких грунтах улучшают проходимость автомобиля.

Бескамерные шины
Бескамерные шины

Бескамерные шины

Позволили сократить расход каучука и уменьшить эксплуатационные расходы. В этих шинах роль камеры выполняет воздухонепроницаемый каучуковый слой толщиной 2—3 мм, привулканизированный к внутренней поверхности покрышки Этот герметизированный слой находится в сжатом состоянии.

Поэтому при проколе шины отверстие вокруг вонзившегося в нее предмета затягивается, и воздух выходит из шины медленно, что повышает безопасность движения.

Бескамерные шины
Бескамерные шины
Жгут для ремонта шин
Жгут для ремонта шин

Для обеспечения герметизации между ободом и шиной на внешних сторонах бортов шины делаются уплотнительные кольца из мягкой резины. Обода, на которые монтируются бескамерные шины, надежно герметизируются и должны иметь не погнутые закраины.

Виды шин
Виды шин

Бескамерные шины выпускаются для легковых и грузовых автомобилей. Для автомобилей повышенной  проходимости созданы шины с регулируемым внутренним давлением воздуха. Конструкция шины и специальное устройство на автомобиле позволяют на ходу изменять внутреннее давление воздуха в ней, снижая его до 0,5 кг/см, при этом площадь опоры шины на грунт увеличивается, чем обеспечивается лучшая проходимость автомобиля.

Автомобили, имеющие оборудование для централизованной накачки шин могут некоторое время продолжать движение даже при поврежденных шинах, так как количество воздуха, накачиваемое в шину, позволяет поддерживать их в несколько накаченном состоянии.

Широкопрофильные шины
Широкопрофильные шины

Широкопрофильные шины

Применяются на грузовых и специальных автомобилях. По сравнению с обычными,  они имеют большую ширину профиля при том же наружном диаметре. Эти шины устанавливаются на задней оси автомобиля,  и каждая заменяет две обычные.

При использовании широкопрофильных шин улучшаются эксплуатационные качества автомобиля: снижается расход топлива, повышаются проходимость и плавность хода, а общий вес шин снижается.

Широкопрофильные шины
Широкопрофильные шины

Арочные шины

Это бескамерные шины в поперечном сечении напоминающие арку с закрепленными концами. Они предназначаются для работы преимущественно в условиях бездорожья. Ширина профиля арочных шин в 2—25 раза больше, чем обычных.

Увеличенная ширина профиля и специальная форма его а также низкое внутреннее давление воздуха допускают большую деформацию шин, что значительно увеличивает площадь контакта их с дорогой и уменьшает давление  на грунт. При наезде на препятствия камень  выступы ‚ дороги и т. п.) арочные шины, деформируясь, как бы обтекают их.

Арочные шины
Арочные шины

Большое распространение на автомобилях арочные шины не получили из—за необходимости применения специальных широких ободов и значительного веса колес. Шины типа Р имеют радиальное (меридиональное), направленное к центру колеса расположение нитей корда в каркасе (рис. 247).

Основное отличие шин типа Р от стандартных состоит в том что у них более тонкий каркас и гибкая боковина. В каркасе число слоев корда уменьшено. В брекере же, наоборот, увеличено иногда до 6—8 вместо двух в стандартных шинах. При использовании металлокорда число слоев брекера составляет 3—4. Гибкость каркаса и жесткость брекера повышают износостойкость  шины.

Арочные шины
Арочные шины

Применение шин типа Р дает следующие преимущественно уменьшается вес, повышается проходимость и увеличивается  комфортабельность автомобиля. Шины типа Р, предназначенные для грузовых автомобилей, не разрешается устанавливать на автобусы:

У шин типа РС (рис. 248) радиальное расположение нитей корда в каркасе. Они бывают составными,  сборными и со съемными протекторными кольцами. Каркас шин изготовляется так же, как и шин типа Р протекторные кольца в основании армированы металлокордом.

Шины типа РС
Шины типа РС

Съемные кольца образуют протектор шины. Кольца укрепляются в канавках,  имеющихся в беговой части покрышки. Протектор заменяется без съема колеса. В настоящее время разработаны шины с одним кольцом.

Эксплуатационные преимущества Шин типа РС велики. Имея комплект протектора с разными рисунками легко приспособить автомобиль к работе в различных дорожных условиях. Срок службы шин резко увеличивается так как каркас (наиболее дорогая часть шины) используется полностью. Шины типа РС, не разрешается устанавливать на автобусы и автомобили, предназначенные для перевозки людей.



Конструктивные особенности шин типов Р и РС требуют, чтобы при их эксплуатации строго соблюдались нормы внутреннего давления в шинах. Снижение внутреннего давления воздуха против нормы ухудшает устойчивость автомобиля и приводит к ускоренному разрушению боковин каркаса и бортов покрышек, к усиленному неравномерному износу протектора‚ а на шинах типа РС, кроме того, к смещению и даже утере протекторных колец. Смещение колец вызывает повреждение канавок корпуса шины и перетирание обкладочной резины металлокорда протекторных колец.

На проселочных дорогах  с глубокой колеей на каменистых разбитых дорогах переездах, при крутых поворотах, при съездах и въездах на обочину, при резком маневрировании рулем автомобиль, оборудованный шинами РС должен  двигаться особенно осторожно, так как возможны смещения и выпадения колец. После прохождения трудных участков дороги следует проверить сохранность  протекторных колец на всех колесах. На шинах типа Р и РС боковины каркаса тонкие.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Шины для грузовых автомобилей подразделяются на обычные и повышенной грузоподъемности. Шины повышенной грузоподъемности имеют размеры, соответствующие принятым в международной практике. Их изготовляют, из высокопрочных материалов. Такие шины рекомендуется монтировать на уширенные обода с коническими полками.

Чтобы удовлетворять разнообразным условиям эксплуатации, шины выпускаются с различным рисунком  протектора. Шины с дорожным рисунком протектора предназначаются для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием, с универсальным рисунком протектора для дорог с различным покрытием, шины с рисунком повышенной проходимости— для работы в условиях бездорожья, преимущественно на мягких грунтах. Отдельные модели шин, имея один и тот же тип рисунка протектора, различаются размерами рисунка.

Прочность каркаса покрышки зависит от числа слоев корда. Она может оцениваться также условным измерителем—нормой слойности, определяющей соответствие шины максимально допустимой нагрузке. Так, при одной и той же норме слойности фактическое число слоев каркаса шины может быть различным в зависимости от прочности применяемого корда.

Заводские и торговые обозначения шин и ободов. Покрышки, выпускаемые отечественными шинными заводами, имеют маркировку на боковинах. `В обозначение входят римские и арабские цифры. В серийном номере (он ставится только на покрышках и на бескамерных шинах) буква, стоящая вначале обозначает сокращенное наименование завода-изготовителя; первые две цифры (римские или арабские) месяц выпуска; следующие две цифры—год выпускай остальные цифры составляют серийный номер шины. ‚

Маркировка шин
Маркировка шин

Например, обозначение ЯV1170197782 расшифровывается так: Ярославский шинный завод, июль 1970 Г покрышка № 197782; обозначение Л0469200747  Ленинградский шинный завод, апрель 1969 г. покрышка: № 200747.

На  покрышках для легковых автомобилей ставится несмываемой краской балансировочная метка; которая, обозначает самую легкую часть покрышки. При монтаже шины эту метку следует совмещать с вентилем.

В торговой маркировке шин обычно указывают два размера: ;ширину профиля условно принимаемую равной высоте профиля и внутренний посадочный диаметр.  Размеры указываются в дюймах или в миллиметрах

В стандартах на шины, введенных в действие с 1965; и 1967 гг., размеры шин приводятся в миллиметрах и в дюймах.

Примеры обозначения шин: 130—330 (520—113); 180—508 (6,50—20), где 130 и 180—условное обозначение ширины профиля шины, в мм; 330 и 508+ условное обозначение— посадочного диаметра обода, в мм;(5,20—13) и (6,50—20) старое обозначение шин, в дюймах; встречается также  и смешанное обозначение например 200—20.

Шины 700—15; 500—16; 600—16; 650—16; 7,50— 1‚16; 200—20; 825—20; 260—20; 1000—18 и 11,00—20 как неперспективные сохраняют старое обозначение, в дюймах, или смешанное. Эти шины не должны применяться  на вновь проектируемых автомобилях.

Шины обычной грузоподъемности дополнительно маркируются буквой «у» .

Нормы пробега автомобильных шин. Согласно ГОСТУ.  Завод-изготовитель гарантирует пробег  без ремонта) шин легковых автомобилей 33 тыс. км’; шин 130—330 (5,20—13) — 24 тыс. км; шин грузовых автомобилей — 45 тыс. км” и городских автобусов — 60 тыс. км.

Шины, вышедшие из строя при пробеге до 10 тыс км, обмениваются заводом- изготовителем безвозмездно. При пробеге более 10 тыс. км, но менее гарантируемой нормы завод изготовитель  оплачивает стоимость каждого километра недопробега  шины. Замена шин или оплата стоимости километра  недопробега их производится в течении трех лет  с момента их изготовления (включая в этот срок и время складского хранения). Указанные гарантии и обязательства выполняются при условии соблюдения правил эксплуатации хранения шин.

Гарантийный пробег шин должен соответствовать среднему эксплуатационному пробегу, который равен в тыс км.

для легковых автомобилей ..42 — 45

средних грузовых ..55 — 60

тяжелых . . . . . . . . . .65 — 70

автобусов……….‚…90 — 95

Безвоздушные шины
Безвоздушные шины

 

Эксплуатация шин.

Эксплуатация и хранение шин осуществляются в соответствии с «Правилами эксплуатации автомобильных шин», утвержденными в 1967 г.

Эти правила являются обязательными для всех министерств. Места стоянки автомобилей должны быть чистыми.

Необходимо следить, чтобы масло и бензин не попадали на шины, так как нефтепродукты разрушают резину.

Автомобиль не должен стоять на опущенных шинах, также более двух суток с полной нагрузкой. Если невозможно разгрузить автомобиль, то его следует установить на подставки. Ненагруженный автомобиль также ставится на подставки, если находится на стоянке более 10 дней.

Ежедневно по возвращении  автомобиля с линии шины, обода колес и диски осматриваются’ Все посторонние предметы, застрявшие между сдвоенными шинами и в протекторе, удаляются.

СМОТРИТЕ ВИДЕО