Генераторы постоянного тока 

ЗИЛ-130 НА 24 волта

Генераторы постоянного тока  отечественных автомобилей

На большинстве автомобилей малой и средней грузоподъемности установлены двухполюсные генераторы постоянного тока, а на автомобилях  Урал»—375,1 Урал—З77‚ 2565. КрАЗ-257, КРАЗ—258, МАЗ—500 и БелАЗ  четырехполюсные.

СОДЕРЖАНИЕ

Генераторы постоянного тока 

Устройство генератора постоянного тока

Возбуждение генератора постоянного тока

Обмотка возбуждения

генератор
генератор

На советских  автомобилях устанавливаются , в частности основные источники тока— генераторы напряжением 6, 12 и 24 в. Наибольше популярны на большегрузных грузовых автомобилях имеют генераторы постоянного тока напряжением 24 в На автобусах устанавливаются генераторы переменного тока .

Постоянный ток целесообразен для питания двигателя в тех случаях, когда он работает на средних и больших оборотах.

Генераторы постоянного тока принципиально одинаковы по конструкции  параллельного (шунтового) возбуждения и  различаются  главным образом числом полюсов и щеток, напряжением, мощностью и габаритами.

схема генератора
схема генератора

Устройство генератора постоянного тока

Корпус генератора и полюсные сердечники выполняют из низкоуглеродистой стали, обладающей остаточным магнетизмом и способностью быстро изменять магнитный поток возбуждения, что требуется при регулировании напряжения и силы тока.

В двухполюсных генераторах катушки обмоток возбуждения соединены последовательно; а в четырехполюсных обмотка возбуждения разделена на две параллельные ветви.

Минусовые щетки, установлены в изолированных Щеткодержателях и соединены с массой генератора. Плюсовые щетки расположены в изолированных щеткодержателях и присоединены к выводу  Я. Два конца двух пар катушек обмотки возбуждения генератора присоединены к выводам  Ш, а другие два конца этих катушек соединены с массой.

Якорь генератора состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Для  уменьшения нагрева от вихревых токов сердечник якоря набирают из тонких листов  электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком, или окалиной. Сердечник  является также магиитопроводом (проводником магнитных силовых  линий):


Возбуждение генераторов постоянного тока

Работа  генератора происходит следующим образом. Как только якорь Начнет вращаться, его обмотка пересечет слабый магнитный поток,  который создан остаточным магнетизмом  полюсных сердечников, и корпуса. В результате в обмотке якоря индуктируется э. д. с. под действием которой в обмотку возбуждения поступит ток. Этот ток вызовет большее намагничивание полюса, что в свою очередь усилит ток в обмотке возбуждения.

Процесс самовозбуждения будет продолжаться до тех пор, пока генератор не начнет работать в нормальном режиме.

Для увеличения индуктируемой э. д. с. и сглаживания ее пульсации каждую секцию обмотки делают из 3—6 витков. Индуктированный в обмотке якоря ток снимается с коллектора щетками токосъемника и через реле-регулятор направляется к потребителям тока и на зарядку аккумуляторной батареи.

Генератор Г105-Б МАЗ -500
Генератор Г105-Б МАЗ -500

На рис. 83 показано устройство генератора автомобиля МАЗ—500 и его модификаций. В задней крышке генератора смонтированы четыре щеткодержателя 5 с нажимными пружинами и щетками б. Соединение и вы-

воды проводов от щеток выполнены согласно схеме, показанной на рис. 82. Шарикоподшипники 9 и 17 (см. рис.83), в  которых вращается якорь 2 генератора, смазываются долговечной смазкой, заменяющейся только через  5ОО тыс. ‚км пробега автомобиля. Для предохранения от осевых смещений якорь крепится гайкой 8. Охлаждение генератора осуществляется вентилятором‚ отлитым совместно со шкивом 14. В генераторах большегрузных автомобилей МАЗ и БелАЗ  вентилятор для охлаждения установлен Внутри корпуса (рис. 84).

Характеристики
Характеристики

Режим работы автобусов имеет ряд особенностей: для посадки и высадки пассажиров автобусы делают остановки, движение на городских маршрутах требует частых остановок у перекрестков. Поэтому число оборотов коленчатого вала у двигателя часто изменяется и оно много времени работает  на холостом ходу. В темное время суток расход электроэнергии у автобуса возрастает из-за необходимости` освещения пассажирского салона и для питания других потребителей.

В связи с указанным на автобусах устанавливаются генераторы переменного тока, преимущества которых по сравнению с генераторами постоянного тока заключаются в следующем: по габаритам и весу они в 3,5 раза меньше и легче аналогичных по мощности генераторов просто надежны, так как коллектор и щетки у них отсутствуют.

При малом числе оборотов двигателя возможны зарядка, аккумуляторов и питание потребителей, благодаря чему, отпадает потребность в установке аккумуляторных батарей большой емкости и срок службы их увеличивается.

Генератор МАЗ-БЕЛАЗ
Генератор МАЗ-БЕЛАЗ

Так как аккумуляторные батареи и потребители питаются постоянным током, генераторы переменного тока должны иметь устройства для выпрямления тока.

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину. Синхронным генератор называется потому, что частота тока в нем пропорциональна  числу оборотов ротора генератора. В комплект генераторной установки входят генератор, выпрямитель и реле регулятор (табл. 10).

Обмотка возбуждения

Обмотка возбуждения генераторов автобусов ЛАЗ и ПАЗ питается постоянным тоном от аккумуляторной батареи или от селенового выпрямителя Выпрямитель преобразует вырабатываемый генератором переменный ток в постоянный.

В 18 пазах статора  уложено 18 катушек трехфазной обмотки 3 статора. Катушки соединены между собой «звездой»2 Один вывод каждой катушки припаян к общему кольцу А (рис 85,6), а второй к секциям Б В и Г соответствующих фаз и далее к изолированным клеммам фаз 1 2 и 3 на корпусе генератора.

Генератор Г2-Б ЛАЗ-695
Генератор Г2-Б ЛАЗ-695

Ротор состоит из двух шестиполюсных клювообразных наконечников (рис 86,6) из мягкой стали. Наконечники одной половины ротора с северной магнитной полярностью входят между наконечниками второй половины ротора с южной полярностью.

Обмотка возбуждения 8 (см. рис. 85, а) разделена на две параллельно соединенные катушки Выводы катушек присоединены к контактным кольцам 11.  К среднему кольцу подведены общие концы катушек замыкающиеся На массу.  Постоянный ток к обмотке возбуждения подводится через щетки и проходит через обмотку возбуждения В.

Полюсные сердечники сильно намагничиваются. При вращении ротора его магнитное поле пересекает витки катушек статора и индуктирует в них э. д. с. переменного направления. Переменный трехфазный ток от фазных изолированных клемм  1, 2, 3, (см. рис.85, б) подводится к клеммам  селенового выпрямителя РС ЗОО, где преобразуется в постоянный. В электротехнике известно несколько способов преобразования переменного тока в постоянный.

Генератор Г2-Б
Генератор Г2-Б

СМОТРИТЕ ВИДЕО