Тормозной кран автомобиля ЗИЛ
1. Тормозная система крана
2. Ремонт тормозного крана
3. Регулировка тормозного крана
Тормозной кран стояночной тормозной системы
Кран стояночной тормозной системы обратного действия с ручным управлением установлен справа от сиденья водителя. При движении автомобиля рукоятки крана находятся в переднем крайнем положении, при котором колпачок и шток располагаются в нижнем положении, открывая клапан и закрывая в нем отверстие, сообщающееся с атмосферным выводом.
Тормозная система крана
Сжатый воздух, поступающий через вывод крана, подается через открытый клапан 22 и вывод 11 в цилиндры энергоаккумуляторов, пружины которых сжимаются, обеспечивая расторможенное состояние тормозных механизмов задних колес.
При полном повороте рукоятки 14 крана назад (включение стояночной тормозной системы) вместе с ней поворачивается колпачок 15, который скользит по винтовой поверхности кольца 9 и, поднимаясь вверх, поднимает шток 16. Отжатый вниз торцом штока клапан 22 под действием пружины 2 поднимается и закрывает отверстие в поршне 23, перекрывая проход воздуху из вывода к выводу 11.
При дальнейшем подъеме штока открывается внутреннее отверстие клапана 22 и сообщает вывод 1 с атмосферным выводом 2, а ускорительный клапан соединяет энергоаккумуляторы с атмосферой, и их пружины приводят тормозные механизмы в заторможенное состояние.
Для включения стояночного тормоза рукоятку крана необходимо вытянуть, и она автоматический вернется в крайнее переднее положение.
При частичном повороте рукоятки крана (включение запасной тормозной системы) сжатый воздух из полостей энергоаккумуляторов и из управляющей линии ускорительного клапана будет выходить через вывод 2 до тех пор, пока давление в полости А под поршнем 23 не превысит суммарного усилия уравновешивающей пружины 5 и давления в полости Б над поршнем.
После этого поршень 23 вместе с клапаном поднимется вверх до соприкосновения клапана со штоком, торец которого перекроет внутреннее отверстие клапана и выпуск воздуха прекратится. Таким образом обеспечивается следящее действие.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Ремонт тормозного крана
Установить кран в тиски с мягкими губками и закрепить за корпус 1 крышкой 5 вверх. Вывернуть оси 9 роликов 11, придерживая крышку 5 рукой и снять ее с пружиной 16.
Затем осторожно керном выбить штифт 4 и снять кулачок 7 штока с шайбой. Круглогубцами снять упорное кольцо 17 и вынуть из корпуса 1 направляющую 18 штока, пружины, кольца, тарелку 19 пружины, седло 13 штока и шток 8.
Освободить корпус 1 крана из тисков и вынуть поршень 15 с клапаном 14 в сборе с помощью деревянной оправки, вставленной через атмосферный вывод 11.
Для разборки клапана 14 необходимо из поршня 15 круглогубцами осторожно извлечь упорное кольцо 20, зажав поршень 15 в руке, так как в поршне находится сжатая коническая пружина 21.
После разборки детали тормозного крана стояночной и запасной тормозных систем надо промыть в моющем растворе МСБ или МС-8 ТУ-11-15-978-76, продуть сжатым воздухом и тщательно осмотреть.
На поверхности корпусных деталей не допускается наличие трещин, волосовин и других заметных глазом дефектов. Все резиновые детали необходимо заменить новыми. Пружины окрасить лаком или краской.
Перед сборкой смазать детали крана тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433—60.
Сборку клапанов, резиновых уплотнительных колец и других резиновых деталей надо проводить осторожно, не допуская их повреждения. Наличие на поверхности этих деталей рисок, порезов и других дефектов не допускается.
Сборку крана надо начинать с подборки клапана 14 с поршнем 15, установив его на ровный стол. Установить в поршень клапан 14, опорную шайбу 23, ориентировав ее отбортовкой к резиновому элементу клапана, коническую пружину 21 и упорное кольцо 20 с помощью круглогубцев.
Затем необходимо зажать корпус 1 в тиски и установить в него поршень 15 в сборе с клапаном 14. Установить пружину 2 с тарелкой 19. Подсобрать шток 8 с шайбой, пружиной 2, тарелкой 19 и установить его в корпус 1. Затем установить пружину 24 и направляющую 18 штока, обратив внимание на наличие на ней резинового уплотнительного кольца.
После этого необходимо отрегулировать усилие пружины 2. Для этого надо сжать ее до размера >
Если усилие меньше указанного значения, установить регулировочные шайбы (дет. 100-3537095 или 100-3537097), довести усилие пружин до требуемого значения. В табл, 11.9 для справки приведены значения падения давления при установке шайб. После регулировки пружин надо надеть кулачок 7 штока и осторожно установить в шток 8 с помощью керна штифт 4.
Далее установить пружину 16 и крышку 5, предварительно вставив в нее ролики 11. Завернуть две оси 9,закрепив ими крышку 5. Измерить минимальный зазор Х между крышкой 5 и шайбой 22, который не должен
превышать 0,15 мм. Если зазор больше, то скомбинировать регулировочные шайбы дет, 100—3537092 толщиной 0,15 мм, дет. 100-3537093 толщиной 0,2 мм и дет. 100-3537094 толщиной 0,3 мм и положить на шайбу 22 между крышкой 5 и корпусом 1 так, чтобы зазор не превышал указанного значения.
Шайба 22 дет. 100-3537091 толщиной 0,5 мм остается лежать внизу. Шайбы надо смазать смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-60. Проверить легкость возвращения рукоятки в исходное положение при отклонении ее на угол 40-45“ и 65-7О°.
Регулировка тормозного крана
Установить кран на испытательный стенд и подключить его по схеме, показанной на рис. 11,45.
Подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод 1 — давление в выводе Н должно сравняться с давлением в выводе 1. Трижды перевести рукоятку крана из положения 1 в положение 3 и обратно. Затем рукоятку крана медленно перевести из положения 1 в положение 3.
При перемещении рукоятки не должно быть заеданий, она должна легко фиксироваться в положении 3. При повороте рукоятки из положения 1 на угол до 70° она должна автоматически возвращаться в положение 1.
Медленно поворачивать рукоятку из положения 1. При повороте рукоятки на 8—10″в выводе 1 Н должно произойти падение давления, но не более чем на 0,15 МПа.
При дальнейшем повороте рукоятки должно происходить плавное понижение давления в выводе 3 до 0. Ступенчатость изменения давления не должна превышать 0,03 МПа. Для проверки крана на герметичность надо подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод 1 при положениях рукоятки 1 и 3.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Читайте так же